Пропавшие трофеи Отечественной войны 1812 года

Скачать бесплатно книгу Т.н. Шевяков - Пропавшие трофеи Отечественной войны 1812 года в формате fb2, epub, html, txt или читать онлайн
Закладки
Читать
Cкачать
A   A+   A++
Размер шрифта
Пропавшие трофеи Отечественной войны 1812 года - Т.н. Шевяков

ШЕВЯКОВ Т.Н. ПРОПАВШИЕ ТРОФЕИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА

В статье рассматривается судьба знамен вюртембергского контингента Великой армии в Русской кампании 1812 года. Этот вопрос ранее не освещался в отечественной литературе и был лишь частично проанализирован в зарубежных исследованиях. В результате анализа имеющейся информации с привлечением архивных документов выявлены ранее неизвестные трофеи русской армии.

Ссылка для размещения в Интернете:

http://www.milhist.info/2013/04/21/shevyakov

Ссылка для печатных изданий:

Шевяков Т.Н. Пропавшие трофеи Отечественной войны 1812 года [Электронный ресурс] // История военного дела: исследования и источники. — 2013. — Т. IV. — С. 39-55. <http://www.milhist.info/2013/04/21/shevyakov> (21.04.2013)

www . milhist . info

2013г.

ШЕВЯКОВ Т.Н.

ПРОПАВШИЕ ТРОФЕИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА

Среди трофеев войны 1812 года есть знамена французские, итальянские, польские, баварские, ряда других стран, но нет ни одного вюртембергского. При этом декретом короля Фридриха от 11 февраля 1813 год[1] признавалась потеря в России двух знамен вюртембергских полков, однако, указывалось, что в руки противника они не попали[2]. Известный исследователь-эмигрант Сергей Андоленко допускал, что эти знамена все же были захвачены русскими войсками. Впоследствии по «сентиментальным» причинам, к которым он относил близкое родство Романовых и Вюртембергского королевского дома, они были возвращены и, таким образом, фактически исключены из числа трофеев[3]. Переписка генерала от артиллерии графа Аракчеева и главнокомандующего в Петербурге генерала от инфантерии Вязмитинова, хранящаяся в Государственном архиве Российской Федерации[4], позволяет прояснить ситуацию и поставить точку в данном довольно запутанном вопросе.

Майор Эвальд Фибиг в работе «Бессмертная верность» (Unsterbliche treue), посвященной истории германских знамен, писал, что 5 декабря 1812 года 12 вюртембергских знамен, находившихся во время отступления Великой армии при гренадерской роте капитана фон Валуа 6-го пехотного Кронпринца полка, были отделены от древков и спрятаны солдатами под мундирами, а сами древки были сожжены[5]. Эту же дату указывает Герберт Хан, ссылаясь на историю 6-го Вюртембергского пехотного №124 полка[6] и уточняя, что произошло это неподалеку от Сморгони[7].

Вюртембергские знамена снимают с древок под Сморгонью, 5 декабря 1812 года

(Fiebig E. Unsterbliche treue. Das Heldenlied der Fahnen und Standarten des deutschen Heeres. – Berlin, 1935. – S. 349)

В качестве еще одной возможной даты отделения полотнищ от древков он предлагает 15 ноября, дату сражения под Красным[8] со ссылкой еще на две полковые истории (1-го Вюртембергского гренадерского №119 и 4-го Вюртембергского пехотного №122 полков), отмечая, что «предок» 122-го полка – 7-й пехотный – в этом участвовать не мог[9]. При этом Хан делает серьезнейшую фактическую ошибку, когда пишет, что из России вернулось 12 знамен, а потеряно было 2[10]. О причинах этой ошибки – далее.

В строю пехотных полков вюртембергской армии на описываемый период было по 4 знамени: по 2 на батальон. В Русской кампании участвовало пять вюртембергских пехотных полков – 1-й, 2-й, 4-й и 6-й в составе 25-й пехотной дивизии, 7-й – в составе 7-й пехотной дивизии. Таким образом, всего в строю вюртембергского контингента в России находилось 20 знамен. Откуда же появляется цифра 12, и куда могли подеваться оставшиеся 8 (по версии Хана – 6) знамен? Для того, чтобы это объяснить, следует обратиться к истории участия вюртембергского контингента в Русском походе. Практически с самого начала кампании 25-я дивизия начала нести потери от дизентерии: заболел даже командир дивизии наследный принц Вюртембергский. В период с 18 (30) июня по 3 (15) августа дивизия сократилась с 8 до 2,8 тысяч человек, и уже 20 августа (1 сентября) в Гжатске дивизия была сведена в три батальона общей численностью 1456 человек[11]. 1-й батальон был составлен из 1-го и 4-го пехотных полков, 2-й - из 2-го и 6-го пехотных полков, а 3-й состоял из легкой пехоты и егерей.

Вероятно, в начале августа по новому стилю, когда численный состав дивизии сократился примерно вполовину, было принято решение об оставлении знамен, исходя из реальной численности полков, т.е. на каждый из полков, как на батальон по численности – по 2 знамени. «Излишние» же знамена были отправлены домой. Таким образом, из изначальных 16 в строю осталось 8 знамен. Прибавляя к этому числу 4 знамени, бывших в 7-м пехотном полку, который не пострадал от болезней, получаем искомую цифру в 12 знамен. На отправку части знамен в Вюртемберг косвенно указывают и данные, приводимые Ханом. Он пишет, что 14 февраля 1813 года показаны переданными в королевский Арсенал: 4 старых розовых знамени, из которых 2 с вензелем F II и 2 в вензелем FR, 3 белых знамени, из которых 2 с вензелем F II и 1 в вензелем FR, 3 желтых знамени, из которых 2 с вензелем F II и 1 в вензелем FR и 2 старых знамени неопределенного цвета[12]. Для того, чтобы понять, что это были за знамена, следует разобраться, какие именно знамена находились по состоянию на начало кампании в строю вюртембергских полков.

В первых батальонах 1-го, 2-го и 4-го полков было по два знамени образца 1798 года, с герцогским гербом и вензелем F II: лимонно-желтые в 1-м, пунцовые во 2-м и розовые в 4-м. В первом батальоне 6-го полка было два оранжевых знамени образца 1803 года, с курфюршеским гербом и вензелем F II. Во вторых батальонах этих полков было по два знамени образца 1807 года, с королевским гербом и вензелем FR – той же расцветки, что и в первых батальонах. В двух батальонах 7-го полка было по два знамени образца 1807 года, состоящих из двух синих и двух красных квадратов, с королевским гербом и вензелем FR[13]. Поскольку в упомянутом выше документе речь идет только о регалиях полков, возвращавшихся из России, следует полагать, что цвета знамен были описаны так, как есть, т.е. на тот момент они серьезно выцвели и, если желтый цвет сохранился практически без изменений, то пунцовые знамена стали розовыми, розовые – белыми, а оранжевые - неопределенно-бурыми. Исходя из вышесказанного, можно предположить, что в начале августа в Германию были отправлены знамена 1-х батальонов, как наиболее старые и (возможно) наиболее ветхие. Таким образом, из 12 знамен, переданных в феврале 1813 в королевский арсенал в Штутгарте (и ошибочно принятых Ханом за 12 знамен, которые упомянул Фибиг), 8 вернулись почти сразу после начала кампании и особым опасностям не подвергались. Это два лимонно-желтых (желтых) знамени образца 1798 года 1-го полка, два пунцовых (розовых) знамени образца 1798 года 2-го полка, два розовых (белых) знамени образца 1798 года 4-го полка и два оранжевых (неопределенного цвета) знамени образца 1803 года 6-го полка.

Оборотная сторона знамени образца 1798 года

(Hahn H. Feldzeichen des K"oniglich W"urttembergischen Heeres. – Stuttgart, 1985. – S. 39)

Типы наверший вюртембергских знамен: 1 и 2 – лицевая и оборотная стороны навершия образца 1798 года, с герцогским гербом; 3 и 4 – лицевая и оборотная стороны навершия образца 1803 года, с курфюршеским гербом

Читать книгуСкачать книгу